В апреле активисты семейных клубов Брагинского района стали участниками мероприятий, которые провела эксперт проекта, семейный психолог Дина Николаевна Понятовская-Замышляева: в Брагинском ТЦСОН прошли занятия с элементами музыкальной терапии, а в Иолчанской и Маложинской школах состоялись два первых семинара из цикла "Любовные реки, семейные берега". Встречи прошли в рамках очередного мобильного семинара "Сельский форум".
11 апреля в отделении дневного пребывания для инвалидов Брагинского ТЦСОН эксперт проекта, практикующий психолог, семейный консультант Дина Николаевна Понятовская-Замяшляева провела арт-терапевтический мастер-класс с активистами клуба «В будущее с надеждой».
Во время обучающего занятия подопечные Цента – молодые люди со специальными потребностями – изготавливали музыкальные инструменты, которые в дальнейшем будут использоваться для проведения обучающе-игровых занятий. Такая работа способствует увеличению мышечной силы, улучшению координации движения глаз и рук, развитию мелкой моторики пальцев и тактильно-кинестетической чувствительности. Кроме того, она учит умению структурировать свое время и пониманию того, что свободное время необходимо наполнять полезными действиями; помогает формировать чувство собственного достоинства, способность приспосабливаться к работе в группе и к отдельным ее членам, что особенно важно для развития чувства коллектива. В то же время такая творческая деятельность помогает усилить чувство «Я», необходимое для взаимодействия с реальностью, способствует осознанию себя как личности и своей индивидуальности. Благодаря такой работе достигаются также цели социального развития: понимание того, что изготавливаемые людьми вещи, осуществляемые действия и поступки и создаваемые взаимоотношения получают значение через нас.
12 апреля здесь же прошло второе обучающее игровое занятие с элементами музыкальной терапии для молодых инвалидов. С людьми, у которых есть интеллектуальная недостаточность или какие-либо психические заболевания, не всегда возможно успешное проведение традиционных музыкальных занятий, включающих обучение пению или музицированию. В работе с ними рекомендованы скорее ритмические игры, музыкальные игры-импровизации с использованием шумовых музыкальных инструментов для развития чувства ритма, возможности самовыражения и расширения диапазона социальных умений и восприятия действительности. Людям с психическими нарушениями, деменциями и интеллектуальной недостаточностью порой сложно узнавать музыкальные инструменты или конкретных исполнителей, осваивать приемы музицирования, но они вполне могут воспринять настроение спокойной или радостной музыки, импровизировать на музыкальных инструментах без знания нотной грамоты. В процессе музыкально-игровой деятельности с элементами музыкальной терапии такие люди обучаются восприятию мира звуков и музыки, учатся лучшее осознавать себя через любимую и нелюбимую музыку, звуки. Технологии работы с музыкой помогают им преодолевать трудности в коммуникации, способствуют развитию социальных навыков, учат работать в команде, распознавать интонации, развивает умение быть услышанным.
Одно из упражнений называлось «Мелодия имени». Его цель – развитие выдержки и навыков сотрудничества, групповой эмпатии, осознанного отношения к себе и другим, умения слушать, мыслить символически, с помощью музыкальной метафоры формировать образ восприятия другого человека. Суть такой работы заключается в том, что каждый человек несет о себе информацию не только визуальную (по одежке встречают), но и аудиальную. После того, как мы разглядим человека, мы хотим непременно услышать, как он звучит. И немаловажную партию его звучания составляет мелодия его имени. Участникам группы было предложено услышать звук своего имени, услышать, как они «звучат» друг для друга в своем коллективе. Участники занятия поочередно придумывали, как можно озвучить имя каждого из группы. Для этого использовались музыкальные инструменты. Участник, для которого придумывалась мелодия, должен был покинуть помещение на несколько минут. В это время группа «сочиняла» мелодию его имени и затем играла эту мелодию для него. Тот участник, чье имя озвучивала группа, затем рассказывал о своих чувствах, впечатлениях, о том, насколько верно его прочувствовали другие, каково это было для него – услышать мелодию своего имени.
Также ребята продолжили изготавливать музыкальные инструменты. Изготовили инструменты «Музыка ветра», белорусская «Рогазюля», шри-ланкийский «варган».
Кроме того, на протяжении этих двух дней психолог проводила обучающие занятия для специалистов центра, цель которых – передача опыта работы с людьми, имеющими специальные потребности.
13 апреля в Брагиском ТЦСОН прошло еще одно обучающе-игровое занятие с элементами музыкальной терапии для участников семейного клуба «В будущее с надеждой». Одно из упражнений называлось «Единый ритм». Его цель – содействовать формированию навыка согласования своих действий с действиями всего коллектива. Участникам было предложено проиграть на выбранном музыкальном инструменте свою мелодию-импровизацию одновременно со всеми. Импровизация записывалась на диктофон, а затем каждый, прослушивая игру этого «оркестра», должен был выделить свою мелодию и проанализировать, насколько ему было трудно или легко удерживать свой ритм, когда все играли одновременно, была ли слышна его игра. Участники говорили о своих чувствах, о том, испытывали ли они дискомфорт, ощущая себя «затёртыми» на общем фоне, что чувствует человек, когда их не слышат или мешают. Следующим этапом работы было задание создать единый ритм. Обсуждали, кто взял на себя роль солиста, и как это бывает у него в жизни – может ли он вести за собой людей?
Целью упражнения «Музыкальные импровизации» было сформировать навык управления собой и конструктивного взаимодействия в группе, способствовать творческому самовыражению. Под предложенные музыкальные миниатюры участники группы выбирали, в какой момент они могли бы вступить в игру на своих музыкальных инструментах. В результате получилось что-то вроде музыкального караоке.
12 и 13 апреля на базе Иолчанской и Маложинской школ состоялись два первых интерактивных семинара «Семья и род» из курса интерактивных семинаров «Любовные реки, семейные берега», которые также провела психолог Дина Николаевна Понятовская-Замышляева. Цикл семинаров будет посвящен различным проявлениям в семейной жизни, укрепляющим или разрушающим семью. В семинарах приняли участие учителя, психологи и социальные педагоги школ, а также родители ребят из неблагополучных семей. Задачей семинаров было познакомить их участников со сложными механизмами функционирования семьи и рода, обучить сотрудников, имеющих непосредственную причастность к семейным системам своих воспитанников, пониманию того, каковы особенности дисфункциональных динамик семейных систем, помочь им самим в душе согласиться со своим семейным фоном, преодолеть травматичное наследие собственных семей. Знание семейных феноменов поможет учителям эффективнее выстраивать отношения с детьми и их родителями, будет способствовать снижению неоправданных ожиданий от детей. Лучшему восприятию и усвоению материала семинаров способствовала работа с личными примерами родителей-воспитателей и учителей.