Во время очередного мобильного семинара «Сельский форум», который прошел 23-26 марта, активисты семейных клубов обсудили результаты и планы проектной деятельности на заседании Совета по устойчивому развитию Брагинского района, прошли тропами двух краеведческих маршрутов, посетили три старинных усадебных комплекса в Хойникском районе и музей Ивана Мележа, продолжили постигать секреты актерского мастерства и работать над созданием пятой в регионе батлейки.
В первый день рабочей поездки, 23 марта, в Брагинской школе состоялось расширенное заседание Совета по устойчивому развитию Брагинского района. В нем приняли участие представители администрации района, сотрудники и эксперты ОО «Белорусский зеленый крест», активисты семейных клубов и заинтересованные местные жители – все те, кто задействован в реализации проектов и инициатив международной технической помощи, направленных на улучшение жизни в Брагинском районе.
На протяжении двух вечеров в Иолчанской школе эксперт проекта, ремесленник Михаил Николаевич Шепеленко проводил занятия по декорированию короба для батлейки. В нем приняли участие ученики школы, активист семейного клуба «Возрождение» Кристина Манько и руководитель клуба «Микуляночка» Надежда Гананайко. Первое занятие был посвящено разработке концепции оформления батлейки, на втором изготавливали блоки для росписи. В качестве образца решено было взять мотив вышивки с рушника из этнографической коллекции Иолчанской школы. Надежда Гананайко поделилась секретами пошива одежды для батлеечных кукол.
В эти же дни в г.п. Лоеве на базе Центральной районной библиотеки и педколледжа продолжились репетиции мюзикла «Еврейское местечко» с активистами семейного клуба «Наследники Лоя». Музыкант, педагог Алла Михайловна Белявская подготовила для обсуждения материалы на тему истории поселения евреев в местечке Лоев. Участники театральной группы делились воспоминаниями о бытовой и культурной жизни евреев в городе, изучали традиции и характер еврейского народа, читали отрывки из книги «Нарысы гісторыі Лоеўшчыны», написанной местным жителем, краеведом Николаем Ивановичем Анисовцом. Также они посетили еврейское кладбище в Лоеве, где силами неравнодушных горожан, в том числе активистов клуба, проводится работа по облагораживанию памятников и очистке территории вокруг них. Во время репетиций прорабатывали роли и мизансцены, репетировали танцы «Семь сорок» и «Суббота», прослушивали песни и музыкальные заставки в спектакле.
23 и 24 марта эксперт проекта, режиссер Татьяна Олеговна Шилова провела очередные репетиции спектакля по рассказу Константина Паустовского «Корчма на Брагинке», в котором участвуют активисты клубов «Вдохновение» и «В будущее с надеждой». В этот раз были окончательно утверждены роли, выстроены основные сцены, актеры отрабатывали текст и взаимодействие героев. Также было продумано музыкальное и хореографическое оформление, костюмы и реквизит. По задумке первая сцена будет оформлена средствами кино. Участники репетиций работали вдохновенно и с энтузиазмом – они настроены на то, что чтобы премьера состоялась в ближайшее время. Планируется, что это произойдет в Брагине в июне этого года.
24 марта участники проекта апробировали один из краеведческих маршрутов, который разработала учитель истории Маложинской школы Нина Михайловна Корень. Первым его пунктом стало место возле русла реки, которая здесь когда-то протекала и где собиралась вся деревня, проводились праздники и народные обряды. Местные жители организовали здесь небольшую ретро-фотовыставку под открытым небом – разместили на стволах двух вековых деревьев старые фотографии. Здесь же участники экскурсии смогли пообщаться с коренной жительницей деревни, которая рассказала об обряде отведения грозы, который с давних времен проводится в этой местности, и других местных обычаях и традициях. Участники экскурсии узнали, например, что здесь существует обычай называть всех маложинцев не по именам, а по «мянушкам». Одним из пунктов краеведческого маршрута стал дом Татьяны Трофимовны Давыдовской, где она и две другие коренные жительницы деревни спели для гостей несколько аутентичных региональных песен. Среди других пунктов маршрута – знаковое место вблизи находившейся здесь панской усадьбы, которое в Маложине до сих пор называют Лысая Горка. Здесь, под самым старым в деревне дубом, вся деревня когда-то собиралась для принятия общих важных решений. Также участники маршрута побывали на месте братской могилы, в которой похоронены воины, погибшие во время освобождения населенных пунктов Маложинского сельсовета осенью 1943 года, и где происходила битва за Днепр. Нина Михайловна рассказала, какие существуют версии происхождения названия деревни, показала другие интересные объекты в ее окрестностях, сопровождая экскурсию рассказами о том, что здесь происходило в разные периоды истории ее малой родины. Сведения эти Нина Михайловна собирала по воспоминаниям старожилов и письменным источникам, и несмотря на то, что информации сохранилось не очень много, как и аутентичных исторических объектов, путешествие по маршруту понравилось его участникам. Их впечатлила красота сельских пейзажей и то, с каким увлечением автор краеведческого маршрута рассказывала о своих родных местах.
После этого в Маложинской школе состоялась презентация художественного проекта «Моя деревня». Для ребят из школ, которые захотят принять участие в его реализации, педагог-художник Ольга Сергеевна Сухоницкая, руководитель творческой студии в Мозыре, проведет серию занятий по изготовлению домиков из картона. Ольга Сергеевна подготовила небольшую выставку работ своих воспитанников и показала фотопрезентацию, посвященную созданию таких домиков в ее студии. Во время мастер-классов ребята из школ Брагинского района будут учиться делать макеты домиков, декорировать их, создавать их внутреннее наполнение, придумывать свои истории про каждый из них и его жителей. Такой вид творчества поможет ребятам развить и проявить свои творческие способности, почувствовать себя архитекторами, строителями и декораторами. По задумке, из этих домиков они построят целую деревню или городок – создадут художественный образ своей малой родины или того места, где они хотели бы жить. Возможность стать участниками проекта заинтересовала педагогов нескольких школ Брагинского района. Планируется, что результаты этой работы будут представлены в рамках образовательной программы, которая пройдет летом этого года с участием школьников из Брагинского, Минского районов и, как планируется, из Мурманска.
Затем педагоги Маложинской школы выступили перед участниками встречи с небольшой фольклорной программой – спели несколько народных песен. Одну из них, хороводную песню весеннего цикла, которая исполнялась именно в этом регионе, они разучили по аудиоматериалам 6-го тома издания «Традыцыйная мастацкая культура беларусаў», посвященного Гомельскому Полесью и Поднепровью (во время предыдущей рабочей поездки такие книги были подарены двум семейным клубам).
Участники проекта, в числе которых был Юрий Алексеевич Рачинский, заведующий отделом библиотековедения Гомельской библиотеки, посетили местную библиотеку, где также ведется активная краеведческая работа. Здесь в единственном экземпляре сохранилась книга «Память», в которой собраны в виде машинописных статей и вырезок из газет сведения об истории деревень Маложинского сельсовета. Библиотека предоставила материалы для изучения эксперту проекта историку Андрею Дмитриевичу Лебедеву.
Краеведческая программа продолжилась путешествием по еще одному маршруту – в окрестностях деревни Чемерисы. Его разработал учитель географии Чемерисской школы Андрей Александрович Смоленчук в соавторстве со своим учеником Андреем Шубенком. Сбором краеведческой информации они занимаются уже несколько лет, в прошлом году Андрей Шубенок выступил с научно-исследовательской работой, посвященной этой теме, на районной научно-практической конференции учащихся по естественнонаучным и социально-гуманитарным направлениям. Сейчас эта работа продолжается в рамках проекта. Ее цель – разработать природоведческо-краеведческий маршрут, который позволит познакомить жителей и гостей поселка с местными историко-культурными и природными богатствами. Авторы маршрута надеются, что это будет способствовать активизации исследовательской работы в этом направлении, привлечению внимания местного населения и туристов к природному и историческому наследию региона, его сохранению и приумножению, и как следствие – социально-экономическому и культурному развитию Брагинщины. Общая длина маршрута, который включает 11 пунктов-остановок, составила около 9 километров. Предполагается, что передвигаться по нему можно и пешком, и на велосипедах. Андрей Александрович познакомил участников маршрута с несколькими версиями происхождения названия поселка, с местными легендами, с интересными фактами из его истории, не очень древней, но богатой на события, рассказал об урочищах в его окрестностях, имеющих свою историю и свои названия: Тихое, Стасин лес, Молочное, Крутая горка, Польская гребля и других. Изучая топонимику своей деревни, авторы маршрута проделали кропотливую работу: проводили опросы среди старожилов, собирали сведения из письменных источников, использовали материалы исследовательской работы педагога Чемерисской школы Демьяненко Анны Леонидовны. Участники экскурсии с удовольствием прошли по маршруту, полюбовались панорамами заливных лугов и лесов, прониклись духом истории этих мест.
Программа следующего дня была посвящена знакомству с историко-архитектурным наследием Хойникского района. Участники проекта побывали в филиале Хойникского краеведческого музея – Доме-музее Ивана Мележа в д. Глинище, где родился автор легендарной «Полесской хроники». Любовь Ивановна Рубан, научный сотрудник музея, познакомила гостей с его коллекцией – личными вещами писателя, его письмами, книгами, переводами его произведений на разные языки, фотографиями, воспоминаниями его земляков, предметами этнографии и декоративно-прикладного творчества конца XIX – начала XX веков. Она напомнила посетителям основные моменты биографии писателя, рассказала о том, что жители деревни бережно хранят память о знаменитом земляке, показала печатные и видеоматериалы, связанные с его жизнью. Участники экскурсии увидели дом, где когда-то жил писатель, и школу, в которой он учился.
После этого участники проекта посетили деревню Борисовщина Хойникского района, где увидели фрагменты усадьбы второй половины XIX – начала XX веков, владельцем которого в XIX веке был Николай Феликсович Ястржембский, талантливый ученый, инженер-механик. Экскурсию провели Андрей Юрьевич Эсауленко, главный хранитель фондов Хойникского краеведческого музея, и экскурсовод Анастасия Чекан. Жилые и хозяйственные постройки с подземельями, амбары и конюшни, водонапорная башня, останки каменной ограды по периметру усадьбы – все эти части комплекса хоть и подверглись значительным разрушениям, однако по-прежнему позволяют представить масштабы усадьбы и оценить красоту старинной архитектуры. Андрей Юрьевич, детство и юность которого прошли в деревне Борисовщина, рассказал, что в свое время усадьба была очень преуспевающей, здесь была винокурня, пекарня, пасека, мини-цех по производству сливок и сыра, большой погреб-ледник, оранжерея-розарий, пруд, плодовый сад, парк с богатой коллекцией растений, в том числе экзотических. Он рассказал, что водонапорная башня, уникальное для того времени техническое сооружение, снабжала водой жилые и хозяйственные постройки в усадьбе и что до сих пор местные жители находят в земле остатки керамических водопроводных труб. В советское время в одном из жилых зданий располагался детский сад, другие постройки местными властями использовались под различные хозяйственные нужды. Усадьба внесена в список государственных историко-культурных ценностей, но, к сожалению, судьба ее вызывает опасения – с каждый годом постройки все больше разрушаются, а средства на консервацию и реконструкцию уникального архитектурного ансамбля пока не найдены.
Следующим пунктом программы этого дня стало посещение усадебного комплекса вблизи деревни Рудаков Хойникского района. Она упоминается в архивных источниках с XVIII века, и в разное время ее владельцами были князья Вишневецкие, Оскерко, в конце XIX века она перешла во владение князей Ваньковичей. В советское время здесь располагались учебные и жилые корпуса училища механизаторов, которое было закрыто после Чернобыльской катастрофы. Участники экскурсии были впечатлены увиденным: руины величественного двухэтажного усадебного дома в необарочном стиле, построенного в 1909–1910 годах (второй этаж был надстроен после Второй мировой войны), фрагменты множества хозяйственных построек с подвалами, останки некогда богатого по видовому разнообразию парка площадью в несколько гектаров, где угадываются очертания большого рукотворного пруда с островком. Этот архитектурный ансамбль также имеет статус историко-культурной ценности, и хочется надеяться, что будет делаться все возможное для его сохранения.
В завершение экскурсионной программы участники проекта посетили Хойникский краеведческий музей. С 2010 года он размещается в здании двухэтажного усадебного дома, который построен в начале XX века владельцем усадьбы, купцом Андреем Авраамовым, и также является памятником архитектуры. Участники экскурсии посетили краеведческую экспозицию и зал, посвященный трагедии Чернобыля.
26 марта в Маложинской школе состоялась встреча, посвященная планам реализации идеи по разведению кроликов на базе Маложинской средней школы. Обсудили вопросы, связанные с обустройством площадки, закупкой необходимых материалов, оборудования и кормов. Уже в мае будут закуплены клетки и несколько пар кроликов, начнут вестись журналы наблюдения, в которые будут вноситься сведения по каждому этапу создания мини-фермы.
Очередная рабочая поездка в рамках семинара «Сельский форум» оказалась богатой на события и еще раз подтвердила, что среди активистов клубов много по-настоящему заинтересованных, инициативных людей, которые рады возможности пополнить свой багаж знаний и отчетливее увидеть перспективы работы в проекте. Они получили массу впечатлений и настроены на то, чтобы идеи и замыслы воплотить в реальность.
Данная публикация была подготовлена при поддержке Европейского союза. Ответственность за содержание данной публикации несёт общественная организация "Белорусский зелёный крест", и она ни в коей мере не отражает точку зрения Европейского союза.