Section:
Проезжая по этой деревне, наверное, многие обращали внимание на остатки старинного фундамента в конце населённого пункта. Это всё, что осталось от приходской церкви во имя Архистратига Михаила.
Первые упоминания о Старой Иолче находим в люстрации Любецкого повета 1571 года. Тогда в Левче (так называлось селение) имелось 10 дворов. Впоследствии название постоянно изменялось: Юлча, Евча, Елча, Иольча. Когда был построен первый храм – неизвестно. В возведённой на месте бывшей в 1774 году новой церкви сохранялся антиминс 1732 года, подписанный митрополитом Киевским Рафаилом и метрические книги с 1755 года. В 1740-х годах приход стал униатским. С православием воссоединился в 1795 году.
Согласно описанию 1796 года, храм был четырёхглавый, имел 4 дверей и 12 окон. Внутреннее пространство заключало 15 кв. сажен вместимости. Зал украшал иконостас белого цвета, состоящий из 25 икон. После неоднократных ремонтов церковь приобрела несколько иной вид. К 1879 году был один открытый купол, колокольня во фронтонной части, кровля железная, окна в один ряд, дверей двое.
Дощатый старый иконостас состоял из 10 окон, поставленных в 3 ряда, был покрашен в зелёный цвет с золочёными карнизами и рамами. Имелось три серебряные чаши и шесть облачений, два евангелия 1773 и 1795 годов издания. В колокольне висело 4 колокола в 14,5; 1,5; 1 и 0,5 пуда весом. Церковный двор был обнесён простою деревянною оградой. Вокруг храма располагались захоронения священнослужителей.
Имена первых настоятелей прихода найти не удалось. В 1777 году 29 июня униатским митрополитом Леоном Шептицким к сей церкви был рукоположен священник Иоанн Бернацкий. В 1795 году он перешёл в православие и уступил приход своему зятю Иоанну Фёдоровичу Квачевскому, рукоположенному в священный сан 6 декабря 1797 года.
Дьячком тогда был Савва Стефанович Лелявский и пономарём – Мартин Димитрович Штелевский. Приход состоял из 140 дворов, в которых проживало 500 мужчин и 557 женщин. В 1795 году родилось 37 мальчиков, 29 девочек, заключено 42 брака. Умерло 43 мужчины и 25 женщин. На 1 января 1913 года в состав прихода входило 415 дворов, в которых проживало 1650 мужчин и 1552 женщины.
- С. Старая Иолча: 44 двора, 176 мужчин и 189 женщин;
- д. Новая Иолча: 56 дворов, 226 мужчин и 242 женщины:
- д. Берёзки: 90 дворов, 359 мужчин и 306 женщин;
- д. Карловка: 35 дворов, 124 мужчины и 127 женщин;
- д. Копоренка: 61 двор, 246 мужчин и 204 женщины;
- д. Галки: 39 дворов, 120 мужчин и 115 женщин;
- д. Вялье: 20 дворов, 80 мужчин и 87 женщин;
- д. Чернев: 22 двора, 90 мужчин и 91 женщина;
- м. Комарин: 30 дворов. 134 мужчины и 138 женщин;
- д. Александровка: 18 дворов, 72 мужчины и 62 женщины.
Прихожане старались исполнять требования веры. Согласно описанию прихода за 1879 год, они особенно безукоризненны в отношении постов, почитания праздничных дней, хотя и не отличались особенною ревностию к посещению храма. В каждом селении имелся свой сельский праздник. В этот день местный причт приглашался в селение для совершения водосвятия, молебна празднику и возношения панагии. В местечке Комарине была приписная Вознесенская церковь.
С разливом Днепра сообщение со Старой Иолчой прекращалось. Вода часто наносила ущерб и церкви. Так, в апреле 1845 года по причине чрезвычайного наводнения в храме разрушился кирпичный престол.
Материальное обеспечение прихода было следующим. На 1798 год земли было одна волока, сенокосу – на 40 возов. В клировой ведомости за 1839 год читаем: «На содержание священно- и церковнослужителей получалось с 1824 по 1837 годы ржи 146 мерок и 10 гарнцев 16-гарнцевой мерки и 36 мер яри житовой меры из господских Г. Прозора магазинов. С 1837 года и по сей год таковая ссыпка удержана помещиком Прозором, а посему и не производится ныне. За деревню Вялье от помещика Халецкого получается 10 мерок ржи и 15 рублей ассигнациями ежегодно за исправление христианских треб. На сей предмет есть записный документ умершего надворного советника Ивана Глица, бывшаго владельца прописанной деревни». На 1913 год из казначейства получалось 520 рублей жалованья и из кружечных доходов церкви 70 рублей.
Земли усадебной было 8 десятин 11 квадратных саженей, пахотной – 32 десятины 4 кв. сажен, сенокосной – 16 десятин 4 кв. сажен. Качество земли среднее. Средний доход, ею приносимый, – 140 рублей. При храме имелась церковно-приходская школа, где в 1912 году собралось 17 мальчиков и 6 девочек.
После перехода 7 мая 1823 года отца Иоанна Квачевского в Верхние Жары, настоятелями последовательно являлись Стефан Иванович Мигай (умер 16.06.1836 года в возрасте 50 лет), Грушанские священники Мартин Плышевский и Андрей Михайлович Пигулевский в качестве наблюдателей до 18 сентября 1837 года; Андрей Григорьевич Шнек, Василий Минкевич, Дмитрий Иванович Подольский (с 1.03.1856 года), Феофан Минкевич (с 19.03.1872 года), Иосиф Шестаков, Михаил Павлович Пекарский (с 11.08.1896 года), Иоанн Андреевич Андреевский (с 28.10.1913 года).
В 1930 году приход числился как обновленческий, настоятелем являлся Андрей Марцикевич. На 1932 год по отчёту показана вакансия, а 1 января 1933 года приход не упоминается, что позволяет предположить закрытие храма.
Последним псаломщиком являлся Игнатий Яковлевич Мигай (с 27 февраля 1893 года). В начале 1930-х годов арестован органами НКВД. Сохранились имена церковных старост: И. Назаренко (с 1840 года), Семён Архипович Новик (с 18.02.1853 года), Антон Архипович Новик (под 1891 годом), Григорий Малиновский (с 1912 года).
Пусть эта статья станет небольшим подарком к 240-летию построения Иолчанского храма. Ведь это – наша история.
На фото: Псаломщик Игнатий Яковлевич Мигай с супругой. Фото 1920-х годов.
Ростислав БОНДАРЕНКО,
священник, настоятель Маложинского прихода
Источник: газета "Маяк Палесся"